Российский Фонд фундаментальных исследований Русская христианская гуманитарная академия
Сверхтекстовое единство рождественского, итальянского и любовного претекстов в стихотворении «Я был только тем, чего» И. Бродского
Богданова О. В., Бурая М. А., Сверхтекстовое единство рождественского, итальянского и любовного претекстов в стихотворении «Я был только тем, чего» И. Бродского
Верхневолжский филологический вестник – 2022 – No 2(29). – С. 17-27.   ВАК/РИНЦ
Работа посвящена изучению стихотворения Иосифа Бродского «Я был только тем, чего» (1981), входящего в поэтический сборник «Новые стансы к Августе», составленный непосредственно самим автором в 1983 году. В статье выдвигается гипотеза о функционировании в поэтическом творчестве И. Бродского особенного нетрадиционного сверхтекстового единства с лирическим метасюжетом инициации и познания посредством любви, творчества лирического персонажа в любви. В ходе анализа рассмотрены основные содержательнопоэтологические особенности избранного текста Бродского как потенциального смыслового центра выделяемого сверхтекстового единства, актуализированы связи выделенных на различных уровнях текста поэтических маркеров, установлены корреляции с другими лирическими произведениями поэта, входящими в потенциальное сверхтекстовое единство. Показано, что, обращаясь к ведущей для Бродского теме человеческого осуществления и формирования творческих потенций индивида, поэт устойчиво синтезирует три ведущих «частных» текста собственного обширного метатекста: тексты рождественский, топосный (в данном случае итальянский) и любовный. Стихотворение «Я был только тем, чего» рассматривается как смысловой центр обозначенного сверхтекстового единства, в концентрированном виде воплощающий все основные признаки единства и целостности цикла. В работе исследуются содержательно-поэтологические особенности стихотворения: лирический сюжет и система субъектов, образно-мотивный и тематический строй, хронотопическое своеобразие, интертекстуальные уровни и аллюзийные пласты. В ходе анализа демонстрируется, что перспектива выделения и моделирования сверхтекстового единства оказывается крайне плодотворной, позволяя реконструировать логику художественного мышления автора и воссоздать образ его мифопоэтической картины мира. Так, в стихотворении Бродского «Я был только тем, чего» интерференция претекстуальных пластов, «больших» и «малых», насыщает коннатативные слагаемые подтекста и фокусирует центральную мотивную линию сюжета – творения, дарующего лирическому герою способность обрести зрение, слух, голос, то есть говорить, а в потенциале и творить, в частности – быть поэтом.
 Ключевые слова: И. Бродский; сверхтекстовое единство; циклизация; «частный» текст; смысловой центр; сюжет инициации
Скачать

Рождественско-зимний текст русской поэзии: познание О. Э. Мандельштама и И. А. Бродского

Бурая М. А. О творчестве Бродского Исследование

Стихотворные формы поэзии Иосифа Бродского

Баранова Т. Н. О творчестве Бродского Исследование

«Большие стихотворения» Иосифа Бродского: особенности идиожанра.

Богданова О. В. Баранова Т. Н. О творчестве Бродского Исследование

Городской фольклор в «Мексиканском дивертисменте» И. Бродского

Баранова Т. Н. Богданова О. В. О творчестве Бродского Исследование
Новости 1 - 4 из 50
Начало | Пред. | 1 2 3 4 5 | След. | Конец Все